В 1977 году к очередному празднованию годовщины Октябрьской революции в Ташкенте открылась первая линия метрополитена — первого метро в Средней Азии, построенного в сейсмоактивном районе при технической поддержке московского метростроя.
Строительство метро в Ташкенте начато в 1973 году. Первый участок первой — Чиланзарской линии (от ст. «Сабира Рахимова» до ст. «сквер Амира Темура» бывш. «Октябрьской Революции») с 9 станциями, электродепо и Домом связи был введен в эксплуатацию 6 ноября 1977 года. Протяженность линии составляла 12,2 км.
Второй участок Чиланзарской линии (от ст. «сквер Амира Темура» бывш. «Октябрьской Революции» до ст. «Буюк Ипак Йули» бывш. «Максима Горького») с 3 станциями вступил в строй 18 августа 1980 года. Протяженность участка составляет 4,6 км. К августу 1980 года число станций на двух участках Чиланзарской линии метрополитена достигло 12, а протяженность составила 16,8 км.
В 1980 году начато строительство первой очереди второй — Узбекистанской линии метрополитена от станции «Навои» до станции «Ташкент» с 5 станциями. В декабре 1984 года первая очередь Узбекистанской линии была сдана в эксплуатацию. Протяженность этого участка — 5,6 км.
В ноябре 1987 года была сдана в эксплуатацию вторая очередь Узбекистанской линии со станциями «Чкаловская» и «Машинасозлар»(бывшая ст. «Ташсельмаш»), протяженностью 3,2 км, длина линии при этом достигла 8,8 км.
В ноябре 1989 года начала работать третья очередь Узбекистанской линии с двумя станциями — «Гафура Гуляма» и «Чорсу», протяженность этого участка составляет 2,2 км. И, наконец, 30 апреля 1990 года было завершено сооружение Узбекистанской линии — была открыта четвертая очередь со станциями «Тинчлик» и «Беруни» протяженностью 3,2 км. Общая протяженность линий составила около 31 км с 23 станциями.
В сентябре 1988 года начато строительство третьей Юнусабадской линии метрополитена. 1 сентября 2001 года состоялось открытие Юнусабадской линии, которая имеет 6 станций, протяженность 7,61 км и крытый метромост между станциями «Бадамзар» и «Хабиба Абдуллаева» в районе телевизионной башни через реку Боз-Су. Участок сдан в эксплуатацию 26 октября 2001 года.(см. схему)
В 2003-2004 годах намечается сдача ещё трех станций Юнусабадской линии, причём 2 из них будут расположены на поверхности.
Проектируется 4 линия метро — Сергелийская, которую будет строить китайская компания Citic International Cooperation. Строительство планируется начать в конце 2003 года. Длина четвертой ветки метрополитена — 8 км. Ввод в строй намечен на 2010 год.
ОПЛАТА ПРОЕЗДА
С 7 ноября 1977 года и до 2 апреля 1991 года стоимость проезда составляла 5 копеек.
Затем стоимость проезда возросла до 10 копеек (в турникет бросались 2 монеты по 5 копеек). Какое-то время за проезд платили 15 копеек.
Потом в связи с гиперинфляцией перешли на бумажные билеты, которые заменили металлические и впоследствии пластиковые жетоны.
В 1994-1995 годах параллельно ходили магнитные карточки на 10, 60 и 100 поездок. Однако из-за частых сбоев при считывании(сам не раз опаздывал из-за этого) их вскоре отменили.
С октября 2003 года была внедрена система оплаты за проезд посредством сумовых пластиковых карточек ГАКБ «Асака».
Билеты для проезда в метро образца – 1993-1994 годов. На некоторых написан месяц и год – их вводили временно из-за частого повышения цен и когда меняли советские деньги на национальную валюту — узбекский сум (в переводе рубль). Интересен такой факт — после ввода национальной валюты, а именно монет, их назвали тийин (в переводе копейка) из-за быстрого обесценивания, для оплаты проезда в метро их так и не использовали.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Магнитный билет на десять поездок 1994-1995 г.
Металлические жетоны 1994-1995 г.
![]() |
![]() |
Пластмассовые жетоны используются с 1996 года по настоящее время.
![]() |
![]() |
Транспортные жетоны. Появились летом 1994 года, обращались в наземном транспорте месяца полтора, и сразу исчезли. Они вводились в отсутствие металлических монет. Приобретались как абонементные талоны, а на выходе забирались водителем. Но эта практика себя не оправдала, и поэтому быстро сошла на нет.
![]() |
![]() |
За билеты и жетоны большое спасибо Фариду Батрову из Волгограда!