REGION-OUTDOOR | Наружная реклама в регионах
Регион-Медиа Рекламное агентство
Region-Outdoor \ Исследования \ Исследования / ВЛАДИМИР – рынок наружной рекламы

Исследования / ВЛАДИМИР – рынок наружной рекламы

Интерес к городам «страты С» (250-500 тыс. жителей) со стороны крупнейших рекламодателей стал значимым относительно недавно. Последние пару лет в них отмечается рост бизнес-активности как со стороны расширения деятельности крупных сетей, так и местного бизнеса на фоне растущего благосостояния. Все это оказывает существенное влияние на спрос в наружной рекламе.

Наиболее активно из городов «страты С» развиваются близлежащие к столичному региону. Владимир в этом смысле, безусловно, характерный пример. Это областной центр России с численностью населения около 350 тыс. человек, расположенный всего в 180 км от столицы. Через город проходит автомагистраль, соединяющая два крупных российских города: Москву и Нижний Новгород. Однако все мы знаем не понаслышке, что славой своей город обязан не этому, а богатому историческому прошлому, память о котором хранит многовековой и неповторимый архитектурный ансамбль. Еще его называют воротами Золотого Кольца России – его историческая значимость и богатство притягивают неиссякаемые толпы туристов, как зарубежных, так и российских. Поэтому наружная реклама, как неотъемлемая часть городской среды, здесь всегда находилась под особым присмотром.

Среди ключевых согласующих и регулирующих рекламную отрасль организаций – Управление наружной рекламы и информации администрации г. Владимира (УНРИ), Управление архитектуры и строительства, местное ГИББД и территориальное отделение ФАС. В городе также создан Координационный совет по рекламе при главе города, на котором, как правило, обсуждаются нетипичные проекты в области наружной рекламы. При УНРИ функционирует комиссия по качеству, где специалисты по архитектуре, градостроительству и наружной рекламе дают экспертную оценку возможности внедрения предложений операторов с точки зрения бережного отношения к историческому наследию. Также на развитие отрасли влияет мнение Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, представители которого следят за распространением наружной рекламы и по долгу службы активно выступают за ее ограничение.

Всего в городе, по данным УНРИ, зарегистрировано 2100 рекламных объектов. Услуги по распространению наружной рекламы оказывают порядка 15 компаний, на долю которых приходится около 50% рекламных объектов. Как отметила начальник Управления наружной рекламы и информации администрации г. Владимира Галина Шульга, по общему числу конструкций во Владимире, его соотношению с числом жителей или же площадью территории город перенасыщенным рекламой не назовешь. Однако город очень специфичен, и отдельные территории действительно можно назвать перенасыщенными и по количеству, и по масштабу рекламы. И эта ситуация в свое время безусловно потребует упорядочивания.
Наиболее популярным форматом во Владимире среди клиентов является традиционный 6 х 3 м, в городе 570 поверхностей данного формата. Однако тенденция развития, особенно в городах с богатым историческим прошлым, накладывает определенный отпечаток. Роль и количество крупного формата (6 х 3 м и более) постепенно снижается. На протяжении последних двух лет появление новых конструкций если и наблюдалось, то носило единичный характер. А в центральной части города в последние годы фактически действует негласный мораторий на крупный формат (свыше 10 кв.м).

Следующим по популярности продуктом является уличная мебель (около 430 поверхностей), которая размещается преимущественно в центральной части города и в местах расположения объектов исторического наследия: пилларсы и различные вариации сити-формата. Большой популярностью, как со стороны клиентов, так и административных органов, призванных защищать город от агрессивного внедрения рекламы в исторический облик, пользуется сити-формат с декоративным украшением на собственной опоре, который в городе известен под названием HoReCa. Еще один хорошо развивающийся проект уличной мебели – брендированные скамейки (всего около 50 конструкций). Как отметила Галина Шульга, городу выгодно внедрение такого социального ориентированного продукта, особенно когда операторы добросовестно исполняют свои обязательства. Среди таких можно выделить компании «Коммерческая почтовая служба» и «Сити Стиль», конструкции которых отличаются достойным качеством.

Что касается сверхкрупного формата, то крышных установок во Владимире практически нет, брандмауэров заметное число даже в центральной части города. Однако специфика архитектуры и застройки центральной части города не предоставляет возможности размещать панно больших форматов. Крупный формат все же присутствует в городе – есть несколько супербордов 12 х 4 м: один стоит на ключевой трассе при въезде в город со стороны Москвы и два в некотором смысле в глубине города – на пересечении ул. Мира и Октябрьского проспекта и в районе площади Фрунзе. Причем последний реализован в динамическом формате. Данный формат востребован пока только среди общенациональных клиентов. Однако местные операторы проявляют интерес к этому формату, и в ближайшие время ожидается появление аналогичных конструкций и у других операторов.     

Отдельным сегментом выступает рынок рекламы на общественном транспорте, который характерен тем, что распространение получила реклама на автобусах и размещением рекламы на них занимаются в основном сами транспортные коммерческие компании, в числе которых «Бигавтотранс» и «Владавтолинии». Приятно удивило качество исполнения этой рекламы – видна рука хозяина. В перспективе ожидается, что троллейбусный парк также отойдет в ведение коммерческий структуры, и тогда получит распространение и эта разновидность рекламы.

Стоит также отметить грамотное отношение со стороны властей Владимира к наружной рекламе как индустрии. С одной стороны – необходимые жесткие ограничения, с другой – создание возможностей для развития и благоприятного инвестиционного климата.

Все новые места в городе распределяются на торгах с 2004 года, как правило, в формате аукциона. Как отметила Галина Шульга, данный процесс распределения мест сразу оказался продуктивным, участники рынка начали активно действовать, и предложения по цене оказались весьма значимыми для городского бюджета. По информации от операторов, торговля за некоторые места 6 х 3 м в свое время доходила до 400 тыс. рублей, а средняя цена за место для перетяжки в среднем составляет около 450 тыс. рублей.

Торги проводились регулярно, на них выставлялись новые места под размещения определенных форматов, как правило, сетевых (6 х 3 м, перетяжки и сити-формат). Исключение составляли рекламные объекты по заявкам от предприятий потребительского рынка (стелы и пилоны индивидуального проектирования). А обязательный порядок распространения наружной рекламы в городе был внедрен даже раньше 1 июля 2008 года – с сентября 2007 года (рекомендации на этот счет были получены по линии местного подразделения ФАС). Однако ожидания от результатов проведения конкурсов на все места, в том числе и те, по которым будут завершены сроки действия договоров, благоприятными не называют ни местные власти, ни сами операторы. Как отметила Галина Шульга, новый порядок может неблагоприятно повлиять на рынок. Стоимость мест на аукционе очень высока, так как из-за размеров города и действующих запретов в силу его специфики – исторической ценности Владимира – возможность размещения рекламных конструкций ограничена и спрос на любое место велик. Городских властей волнует приход игроков, которым в любом случае для работы в новом регионе необходимо будет пройти период адаптации и наладить двустороннее взаимодействие. А обеспечить цивилизованное состояние рынка в период перехода прав будет непростой задачей для городских властей. Одновременно с этим пойдет спад на внедрение новых высокотехнологичных конструкций, срок окупаемости которых весьма длителен.

Стоит отметить, что, несмотря на небольшие размеры города, по уровню технического оснащения средствами для размещения наружной рекламы владимирский рынок весьма развит. В городе пять светодиодных экранов, начали появляться сити-борды, роллерные конструкции, достаточно популярны трехпозиционные динамические носители. Однако, инвестиции в бизнес, ограниченный сроком пять лет, очень рискованны – пятилетний период действия договора для современных высокотехнологичных и дорогостоящих средств рекламы находится буквально на грани окупаемости. Особенно для такого не слишком богатого рынка, как Владимир.

Но надежды на развитие рынка и внедрение новых технологий подпитывают планы как администрации, так и операторов. Уже около года в городе осуществляется проект по установке современных остановочных комплексов, совмещенных с рекламой. Это один из ярких примеров осуществления на рынке инвестиционного проекта – совмещения интересов города и оператора рекламных конструкций. Планируется в перспективе охватить весь город новыми современными остановочными павильонами по типу тех, что установлены в Москве. Первый этап —  установка 11 конструкций на проспекте Ленина и ул. Договор также включал оборудование скверов и мест близ туристических объектов лавочками, урнами и информационными стендами без рекламы. В ближайшее время начнется второй этап – 14 остановочных павильонов, на этот раз выделение мест осуществлялось на конкурсной основе (аукцион состоялся 5 августа). Как отметила Галина Шульга, уже принято решение  о создании плана дислокаций павильонов такого типа применительно к основным территориям города, и новые места будут выделяться поэтапно в формате аукциона. Единственное, что в конкурсных условиях будет оговорена типизация применяемых навесов, чтобы не нарушать гармонию разношерстным стилем. Потенциал рынка остановочных павильонов в городе оценивается экспертами в 300 мест.

В планах города также создание системы размещения городских указателей, к предметной разработке концепции которой планируется приступить уже в этом году. Будут проработаны несколько вариантов финансового обеспечения проекта, так как далеко не всегда будет возможно совмещение указателей с бизнес-информацией, как это обычно происходит с уличной мебелью. Как уточнили в УНРИ, будут и те места, где возможность размещения рекламы не предусмотрена, соответственно, здесь должны быть продуманы иные источники финансирования. И, естественно, реализация программы будет отдана победителю соответствующего конкурса.

Небезынтересны планы по внедрению на рынок такого формата, как сити-борд (3,7 х 2,7 м). Первые две конструкции были установлены компанией в марте этого года в качестве эксперимента. Компании важно было оценить спрос со стороны клиентов на данный формат и проверить возможность использования подобных конструкций без ущерба для архитектуры города. По общему мнению компании с городскими регулирующими структурами и организациями, призванными защищать историческое наследие, данные конструкции вписались в облик города очень грамотно. У нового для Владимира вида рекламы есть все перспективы развития, планируется поэтапная замена всех конструкций 6 х 3 м на сити-борды в центральной части города и вблизи нее.

Стоит также отметить социальную роль наружной рекламы в городе. Администрация Владимира, другие городские структуры, а также общественные организации очень быстро почувствовали полезность наружной рекламы как инструмента донесения важной информации и своей позиции до широкой аудитории и  достаточно активно его используют на всех форматах. В УНРИ ежегодно утверждается план размещения, расходы на производство социальной рекламы предусмотрены сметой, что позволяет гарантированно реализовывать свои планы. Среди наиболее ярких проектов – «Уроженцы и деятели земли владимирской». Стартовал он с серии «Великие владимирские князья» в прошлом году и был приурочен к празднованию 850-летия переноса столицы из Киева во Владимир. В этом году в связи с празднованием 230-летия Владимирской губернии было осуществлено две серии размещения «Владимирские губернаторы» и «Владимирские меценаты», что позволило широкой аудитории увидеть, а кому-то и узнать впервые про исторических личностей Владимирской губернии. Также хочется отметить серию «Мастера нашего города», которая реализуется уже третий год подряд и в этом году будет посвящена молодым владимирским мастерам нашего времени. Естественно, помимо этого активно размещается социальная реклама общенационального масштаба «Здоровый образ жизни», «Борьба с курением и наркоманией» и т.п.

Неотделимой частью облика города является и другой сегмент наружной рекламы – производство наружной рекламы и рекламное оформление экстерьеров зданий. Сюда относятся вывески, витрины, отдельно стоящие штендеры, стелы и т.п.

Уровень развития такого вида рекламы в гораздо большей мере определяется финансовыми возможностями владимирских заказчиков: основные клиенты рекламно-информационных фирм именно они. Приход крупных торговых сетей на владимирский рынок несколько изменил ситуацию, но кардинальных изменений в распределении объемов не произошло. Зато вкупе с открытием новых современных торговых центров появление современных супермаркетов подстегнуло владимирских заказчиков перейти на новый, более высокий уровень требований к заказываемой рекламе, а агентства получили возможность осваивать и предлагать своим клиентам новый дизайн, новые технологии, новые материалы. Многим стало понятно, что вложение денег в рекламное оформление фасада не простая формальность, удовлетворение требований комитета потребительского рынка, а реальный инструмент привлечения новых потребителей.

Остается надеяться, что эта тенденция реальна, потому как в настоящее время в большинстве своем вывески и многочисленные баннеры ничем, кроме как бедствием, не назовешь. Признают это и в УНРИ. Как отметила Галина Шульга, в настоящее время реклама на фасадах создает гораздо более значимую проблему в городской среде, чем сетевые конструкции. В большинстве случаев речь идет именно о качестве исполнения. Стремление заказчиков рекламы минимизировать расходы в итоге приводит к превращению в фантик не только старых зданий, но и бизнес-комплексов современной постройки с оригинальным и эффективным фасадом, что может лишь огорчить архитекторов, да и город в целом. Эту проблему быстро решишь, и сейчас согласующие организации заняли жесткую оборону с тем, чтобы отфильтровывать достойные решения или доводить до достойного уровня слабые, портящие архитектуру. Процесс этот не быстрый и требует понимания со стороны его участников: заказчиков, производителей, дизайнеров и городских структур. Ведь всем хочется жить в красивом, полном гармонии городе.

 

 

Рассчитать стоимость рекламной кампании

Cоберём данные → выберем рекламные носители → определим бюджет → разработаем медиаплан

Ответим в течение 1-2 рабочих дней

+7 495 768-56-76 [email protected]

Исследования

Реклама в торговых залах
супермаркетов