REGION-OUTDOOR | Наружная реклама в регионах
Регион-Медиа Рекламное агентство
Region-Outdoor \ Исследования \ Исследования / ЯРОСЛАВЛЬ: НАРУЖКА СОВРЕМЕННОГО И ДРЕВНЕРУССКОГО ГОРОДА

Исследования / ЯРОСЛАВЛЬ: НАРУЖКА СОВРЕМЕННОГО И ДРЕВНЕРУССКОГО ГОРОДА

Ярославль — один из ключевых городов Золотого кольца России, который в 2010 году отметит уже тысячелетний юбилей. Ни для кого не секрет, что памятники архитектуры и искусства — главное достояние города. Однако Ярославль — город не только древний, но и современный. Год от года он растет и развивается и в настоящее время по праву считается крупнейшим индустриальным центром Верхнего Поволжья с населением более 630 тыс. человек. И наружная реклама — неотъемлемая часть экономики любого «живого» города — в Ярославле имеет свои особенности.

Многообразие форматов

Отсутствие засилья одного формата — пожалуй, ключевая особенность ярославского рынка наружной рекламы. Так, по данным исследовательской компании «Эспар-Аналитик», из всех 3437 рекламных поверхностей в городе имеют излюбленный формат 6х3 м минимум 1829, что составляет 52% учтенных мониторингом видов рекламы. Это важное дополнение, так как медийную составляющую наружки дополняют еще такие виды рекламы, как перетяжки-транспаранты, в изобилии встречающиеся в центральной части города, и реклама на транспорте, также пользующаяся весомым спросом. Таким образом, количество рекламных поверхностей формата б х 3 м вряд ли переходит планку в 50% рынка, что крайне нехарактерно даже для большинства городов миллионеров, не говоря уже о городах с меньшим населением. Причина тому — не особые предпочтения рекламодателей, а введенные городскими властями ограничения, которые обоснованы исторической значимостью архитектурного облика города.

В городе есть практически все мыслимые форматы. Помимо статических и динамических биллбордов широкое распространение получили крупноформатные конструкции: строительные сетки, брандмауэры самых различных размеров и отдельно стоящие мегаформаты (суперсайты 15 х 5, 12 х 4, 12 х 3 м, арки и прочие), крышные конструкции, причем как имиджевые, так и крышные панели (последние только начинают развиваться). При всем многообразии объем крупноформатной рекламы занимает около 6% от числа рекламных поверхностей и сосредоточен в естественных для своего назначения местах — на основных трассах города и ряде площадей. Среди таких объектов есть и уникальные, к примеру, четырехсторонний юнипол, в котором, помимо осевого вращения конструкции, каждая рекламная поверхность представляет собой трехпозиционный динамический носитель. Такую умопомрачительную динамику не заметить невозможно. Одновременно с этим потерпел крушение сегмент рекламы на экранах. В настоящее время из четырех ранее установленных конструкций работает только одна, весьма небольшого формата 6х4 м. Причем, несмотря на престижность места — в самом сердце Ярославля, на Богоявленской площади — объем коммерческой рекламы в общем эфире невелик. И, пожалуй, единственный формат, который пока не встретить в городе, — это скроллер. Как отметил генеральный директор компании «Дрим» Игорь Лернер, местные операторы пока не уверены в разработанности данной технологии и экономической целесообразности ее применения в Ярославле, хотя несколько собратьев скроллера меньшего формата — роллеров сити-формата — присутствует в городе.
Но особенно стоит выделить уровень развития малого формата и уличной мебели в городе. По данным исследовательской компании «Эспар-Аналитик», количество рекламных поверхностей сити-формата и пилларсов составляет 34%. Это и отдельностоящие короба 1,2 х 1,8 м, и реклама на остановках, и традиционные рекламные тумбы, и реклама на мостах, и панель-кронштейны на фонарных опорах вдоль дорог, причем как световые, так и из обычной фанеры, и так называемый формат HoReCa. Последний, однако, не имеет привязки к соответствующим названию местам (отели, рестораны и кафе), а выделяется особым эстетическим видом и размещением на собственной опоре над тротуаром. Размещены данные конструкции, как правило, на узких улицах (где сложно расположить даже обычный сити-формат), чем отличаются районы, прилегающие к исторически бесценному архитектурному ансамблю города. Высокая степень развития уличной мебели подкрепляется брендированными лавочками на центральных площадях города, причем не столько наличием, сколько качеством исполнения на уровне столичного,  чем  не могут похвастаться даже города-миллионеры,

Разнообразие форматов обусловлено не только существующими ограничениями, но и особенностями инфраструктуры города, Ярославль состоит из шести районов, только в двух крупнейших спальных Дзержинском и Заволжском — по статистике проживает около половины всего населения, соответственно ежедневный трафик передвижений высок на всей территории города, и наружная реклама равномерно распределена по всем направлениям. Естественно, уличная мебель и имиджевая реклама наиболее распространены в центральной части города — излюбленных местах культурного досуга горожан и многочисленных гостей. Убедиться в этом удалось на праздновании Дня города, который состоялся 3 мая этого года, когда практически все улицы стали пешеходными, и сложилсь впечатление, что все жители района вышли па улицы праздновать День города как свой день рождения.

 

Основные игроки медийной наружки

Еще одна особенность Ярославля — это сильные позиции местных компаний па рынке сетевых форматов. Крупнейшим оператором города является компания «Дрим», у которой, по данным мониторинга компании «Эспар-Аналитик», на начало 2008 насчитывалось около 40% рекламных поверхностей в городе, причем количественное соотношение малого и крупного форматов — 50% / 50%. Операторский бизнес — основное направление компании, причем конструкции «Дрима» установлены в 32 городах, а в 10 из них компания имеет свои представительства. По количеству поверхностей (в арсенале компании их более 2500) «Дрим» входит в десятку крупнейших операторов российского рынка наружной рекламы.

Вторым по величине оператором рынка наружной рекламы Ярославля является компания «Аврора-outdoor» — ей принадлежит около 14% рекламных поверхностей в городе, из которых 90% имеют формат 6х3 м и более.

На третьей позиции компания «Два слона» — 10% рекламных поверхностей, причем около 40% из них формата 1,4×3м (пилларсы), около 50% — крупные формы: арки и суперсайты с призмадинамическими поверхностями. Популярность динамики в городе налицо, большинство крупноформатных мест эксплуатируются в призмадинамике. Складывается впечатление, что распространение трехпозиционных носителей ограничивается возможностями подачи электричества, так как статичные щиты 6хЗ м зачастую не имеют подсветки.

На четвертой позиции компания «Дека-Лайт» — 8% рекламных поверхностей с соотношением малого формата и 6х3 м: 40% / 60%.

Только на пятой позиции компания News Outdoor (6% поверхностей), фактически единственный игрок федерального масштаба. Распределение форматов в ярославском активе News Outdoor лишний раз подчеркивает весомую роль малого формата (58% от общего числа поверхностей) и его перспективы.
На долю остальных местных операторов приходятся остальные 20% рынка, и число этих компаний достаточно велико. Причем «избавляться» от своих небольших активов компании не спешат даже в условиях относительно низкой рыночной цены за поверхность 6×3 м: 9000-14000 рублей в месяц в зависимости от места размещения, наличия подсветки и прочего. Большинство таких компаний оказывают комплексные рекламные услуги и считают их весомым подспорьем в общем перечне.

 

Регулирование рынка

Возможно, для «непродаж» щитов были и другие причины. В 2006 году Ярославль стал передовой в «войне» с ГОСТом Р 52044-03 г. «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях…», который вступил в силу 1 сентября 2005 года. С 2006 го­да из-за несоответствия ГОСТу процесс перезаключения договоров по многим конструкциям был приостановлен, и, как следствие, конструкции эксплуатировались «вне закона», при этом городской бюджет пес ощутимые потери. Многие участники рынка еще помнят громкие акции на биллбордах с призывом разобраться с ситуацией, которая также освещалась и в специализированной прессе и онлайн-ресурсах. Тогда же для конструктивного диалога с властью была создана Ассоциация рекламных агентств Ярославской области, в которую в настоящее время входят четыре компании: три крупнейших оператора города — «Дрим», «Аврора-outdoor», «Два слона» — и «Принт Медиа Ярославль», специализирующаяся на услугах широкоформатной печати.

Как отметил  ИгорьЛернер, в настоящее время рынок переживает переходный период. Ситуация изменилась после появления у наружки нового куратора со стороны городской администрации Сергея Молодкина, заместителя мэpa города, директора Департамента социально-экономического развития города мэрии Ярославля. Начался процесс переоформления разрешительной документации на места, об активизации которого писала пресса в начале этого года. Так, ИА REGNUM сообщило, что в 2007 году общие поступления в бюджет Ярославля от распространения рекламы составили 10 млн 252 тыс. рублей. По сообщению Сергея Молодкина, за прошлый год был заключен 551 договор по размещению рекламы в городских рекламных местах, по которым в бюджет города поступило 15 млн 72 тыс. рублей. За этот же период также оформлено и выдано 1021 разрешение на размещение рекламы на негородские рекламные места. От госпошлины поступил 1 млн 532 тыс. рублей. Для сравнения: и 2006 году всего от распространения рекламы поступило 11 млн 310 тыс. рублей (рост 53%). В 2008 запланированный прирост доходов от рекламы составит 300% и более. Уже за первые дни этого года в бюджет Ярославля поступил 1 млн рублей. Стоит отметить, что столь значительный (ожидаемый рост связан не с физическим увеличением рекламы в городе, а с выплатами операторов за 2-3 года (за текущий год и период эксплуатации конструкции без договоров по вышеобозначенным причинам), а по некоторым конструкциям и за пять лет. Процесс переоформления разрешительной документации должен быть полностью завершен до 1 июля текущего года. Это дата, когда весь российский рынок наружной рекламы вступает в новый виток, па котором заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции па земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться исключительно на основе торгов.

 

Навстречу 1000-летию

Какие сложности, в том числе и для городских властей, скрываются под внедрением новой системы распределения мест — тема глобальная, и ей будет уделена отдельная публикация. Стоит отметить одно: всем придется пройти через адаптационный период работы в новых условиях. Однако проведение аукционов и конкурсов в Ярославле уже происходило на практике. Так, в этом году для реализации монтажно-демонтажных работ украшения города (флаги и разнообразные баннеры) к празднованию 998-летия был проведен аукцион среди рекламно-производственных компаний с целью получения наиболее выгодных расценок. По его результатам городской заказ получила местная компании «Вершина», которая специализируется на изготовлении наружной рекламы, продаже выставочных стендов и широкоформатной печати.

Ситуация на рынке широкоформатной печати заслужи вас отдельного рассмотрения. Услуги в этой области предоставляют несколько фирм, среди которых выделяется явный лидер — компания «Принт Медиа Групп Ярославль». Что интересно, ярославский офис этой компании по масштабам выполнения заказе порой опережает обороты офиса в Москве. Залогом успеха компании на местном уровне служит не только мощная производственная база, но и консолидированность ключевых операторе щитовых конструкции — как отмечалось выше, компания «Принт Медиа Групп Ярославль» наряду с тройкой лидеров по количеству рекламных поверхностей в городе входит в состав Ассоциации рекламных агентств Ярославской области. Естественно, ними компаниями круг клиентов не ограничивается. Спрос на печатные услуги крайне высок (что нельзя сказать про заказы по неоновую рекламу) и, чтобы обеспечить растущие потребности, компания постоянно совершенствует и расширяет парк оборудования. Так, одной из последних ее приобретений — широкоформатный плоттер для печати УФ-отверждаемыми чернилами на цветовых материалах ОСЕ Arizona 250GT. Но в этом начинании «Принт Медиа Групп Ярославль» не одинока. В городе есть как минимум два плоскопечатных принтера, один из которых — на производственной базе вышеупомянутой компании «Вершина». Как отметила генеральный директор «Вершины» Ольга Перминова, жесткая конкуренция среди салонов по изготовлению печатной наружной рекламы заставляет искать новые ниши, где их услуги окажутся наиболее востребованными. Установив в марте этого года новый принтер, компания уже успела на практике оцепить преимущества новои технологии и активно выполняет заказы строительного и выставочного сектора. Осваивают новые направления и чисто рекламно-производственные компании. Так, компания «Максимум», специализирующаяся на производстве всех видов рекламной продукции, в свое время приобрела фрезерно-гравировальный станок MultiCam 3000 (с рабочим полем 2030 х 3050 мм) как раз для выхода на рынок облицовки фасадов, причем не сталью с целью рекламного оформления, сколько для обеспечения нужд устройщиков.

Поиск новых ниш — естественный процесс развития бизнеса, особенно в условиях относительно небольшого города. Однако почему местные крупные фирмы не считают перспективным изготовление вывесок, вкладываясь в оборудование для реализации задач в смежных отраслях? На этот вопрос представители цеховой наружки дали внятный ответ — масштабные проекты, как правило, поручаются московским компаниям — постоянным партнерам, благо город легко досягаем и расположен меньше чем в 300 км от столицы. В то же время местные заказчики в большинстве своем стремятся уменьшить расходы и обращаются к «специалистам из ближайшего гаража». Такой формат ведения бизнеса существует практически во всех регионах и драматизировать ситуацию не стоило бы, если бы не наблюдаемые воочию многочисленные вывески низкого качества в центральной части города в преддверии знаменательной даты. Остается надеяться, что в условиях бурного строительства и работ по приведению города в порядок городские власти обратят внимание и на «вывесочный» сегмент как неотъемлемую часть архитектурной составляющей города. И Ярославль — город древний и современный — во всей красе предстанет перед жителями и гостями в день своего тысячелетия.


 

 

Рассчитать стоимость рекламной кампании

Cоберём данные → выберем рекламные носители → определим бюджет → разработаем медиаплан

Ответим в течение 1-2 рабочих дней

+7 495 768-56-76 [email protected]

Исследования

Реклама в торговых залах
супермаркетов